Каких-то десять-двадцать лет назад владение яхтой для украинца считалось чем-то из ряда вон выходящим, свидетельством невероятной роскоши и богатства. Тем не менее, годы идут, благосостояние людей растет, и удивить собственным плавательным средством кого-то уже тяжело.

Да, спрос на яхты в данной стране есть. И это приятно. Купить мини-яхту можно и за несколько десятков тысяч у.е., а взять лодку в чартер на пару дней-недель сейчас может позволить любой относящийся к среднему классу. Таким образом, в Украине появляется стимул для роста количества лодок и целого направления индустрии отдыха – яхтенного туризма.

Безусловно, каждая сфера деятельности должна регулироваться особыми правовыми нормами. Решились купить яхту – сперва узнайте, как ее правильно зарегистрировать. Плавание без регистрации приравнивается к пиратству, или использованию плавсредства без необходимых разрешений и документов. Ниже мы поведаем Вам о всех тонкостях регистрационной процедуры яхт в Украине.

Вот она – яхта!

Для того, чтобы не запутаться в правовых джунглях, постараемся начать наше повествование с определения, что украинское законодательство подразумевает под термином «яхта». Согласно законодательству Украины, в частности закону «О пограничном контроле», яхтой называют палубное, парусное, парусно-моторное или моторное судно, предназначенное как для персонального, так и для коллективного отдыха. Ранее также использовался и понятие «спортивная яхта», подразумевающее специализированное судно, применяемое исключительно в спортивных целях.

Если же быть совсем точным и максимально корректным, «яхта» — это прогулочное судно (в соответствии с Техническим регламентом – судно любого типа), используемое как для отдыха, так и для спортивных состязаний, корпус которого имеет длину в пределах от 2,5 до 24 метров. Важная законодательная тонкость — данное судно нельзя ни коем случае использовать с целью коммерческой перевозки пассажиров (очень важно отличать такие вещи, как первое — возможность лица или нескольких лиц лиц арендовать плавсредство для собственных нужд и второе — постоянные пассажирские перевозки неопределенного круга лиц, как правило, посредством предоставления публичной оферты).

Таким образом, есть две основные характеристики яхты – ее применение (отдых, спорт или туризм), а также предельные размеры (при этом учитываем, что бывают парусные и моторные лодки).

Можно ли обойтись без регистрации?

Ответ будет кратким: нет. Причем обязательность регистрации прописана как в международном праве, так и на национальном уровне. Примечательно, что заняться оформлением документации нужно не сразу после покупки или строительства, а только перед эксплуатацией плавсредства на реке /море.

Интересен еще один нюанс. Оказывается, что есть исключения, позволяющие, например, не регистрировать лодку, если длина ее корпуса менее 2,5 метров (по определение, это не яхта), если на ней нет двигателей, если это спортивное плавсредств (смотри Перечень спортивных судов, утвержденный Мин. молодежи и спорта) или если судно юридически относится к другому судну (катер или шлюпка).

Куда обращаться для регистрации?

В эту процедуру вовлечены три объекта – во-первых, это руководитель морского порта, во-вторых – Гос. инспекция по безопасности на морском и речном транспорте, в-третьих – Гос. агентство рыбного хозяйства Украины. В зависимости от территориального или функционального предназначения судна Вам придется обратиться по первому, второму или третьему адресу.

Так, отправиться за помощью к руководителю морского порта стоит в том случае, если предназначение Вашей лодки – плавание по морю. Если же Ваша цель ограничена речным судоходством, достаточно Укрморречинспекции. А вот Госрыбагентство (его территориальный орган) задействуют в случае использования яхты для ловли рыбы.

Может оказаться, что в каждом из трех упомянутых выше органов от Вас потребуют совершенно разную документацию. Поэтому помните, что Ваш случай индивидуален и единого перечня документов не существует. Не забывайте и о том, что правила в Украине имеют привычку часто меняться. К тому же, стоит учитывать и то, что разный тип судов априори будет требовать несколько отличную документацию ввиду как отличных технических характеристик, так и назначения права собственности.

Нюансы процедуры

Некоторые различия в процедуре регистрации яхты будут присутствовать из-за того, обратитесь Вы в судовой Госреестр или же в Судовую книгу. Наличие этих двух реестров обусловлено разным функциональным предназначением плавсредств и отличиями их технических параметров.

Согласно отечественному законодательству, в Судовую книгу Украины вносят самоходные плавсредства, мощность двигателей которых не превышает 55 кВт, в то же время валовая вместимость не достигает 80 единиц. Тогда как, в судовой госреестр попадают яхты с мощностью энергетической установки выше 55 кВт, при этом валовая вместимость их намного больше 80 единиц. К последним относятся пассажирские суда, наливные, а также плавсредства, функциональное предназначение которых состоит в организации перевозки опасного груза. Кстати, для справки, буксиры (неважно, какой они обладают мощностью и валовой вместимостью) присутствуют исключительно в судовом Госреестре.

Иначе говоря, с теоретической точки зрения возможна регистрации плавательного средства как в судовом Госреестре, так и в Судовой книге, при этом оно может обладать различными типами двигателей.

Интересна процедура регистрации транспортного судна, нанятого для перевозки грузов на основании договора бербоут-чартера. В зависимости от письменного заявления фрахтователя такую яхту временно внесут или в судовой Госреестр, или же в Судовую книгу. Что же означает временный характер занесения судна в реестр? Эта формулировка предусматривает срок действия подобного договора, но не более того. Важно, чтобы на момент регистрации судно не числилось в реестре иного государства, а если и оказалось в нем, то запись о судне прекращена (владелец лодки обязан предоставить сертификат, это подтверждающий). Иногда случаются ситуации, что законодательство другого государства не воспрещает фиксацию судна в нескольких реестрах. В таком случае яхтовладельцу можно не предоставлять указанный выше сертификат.

Зарегистрировать яхту в Судовой книге Украины намного проще и быстрее. Да и документов придется предоставить не так уж и много. Так, среди обязательных:
1) заявление яхтовладельца, с приложенным документом, подтверждающим право собственности;
2) копии свидетельства о пригодности транспортного средства к плаванию;
3) документально подтвердить наличия или отсутствия обременений на плавсредство;
4) подтверждение оплаты сбора за регистрацию(квитанция);
5) в случае, если владелец лодки – физлицо, то предоставляется документ, согласно которому подтверждается личность владельца (копия);
6) если яхта б/у и уже ранее проходила процедуру регистрации, следует предоставить документ, указывающий об исключении транспортного средства из реестра предыдущим органом госрегистрации. Процедура рассмотрения заявления ограничена пятидневным сроком (имеются в виду рабочие дни). К сожалению, в реальности законодательные нормы не всегда учитываются: заявление могут изучать значительно дольше (неделями), а перечень необходимых документов может существенно увеличиться.

Если же Вам предстоит оформление в судовом Госреестре, обратите внимание, что к указанным выше документам, следует добавить копии таких свидетельств, как:
1) обмерное;
2) пассажирское, если Ваша лодка пассажирского класса;
3) о минимальном составе экипажа;
4) о постановке под флаг Украины (при наличии).
5) а последним документом является полис страхования.

Законодатель определил срок рассмотрения Вашего заявления в пределах 15 дней.

В случае положительного вердикта, Вы получите или судовой патент (при оформлении в Госреестре), или же судовой билет (при внесении в Судовую книгу).

Нет постоянной величины предусмотренного за регистрацию сбора. Он платится в долларах США из расчета валовой вместимости лодки, специализации судна, размеров и срока эксплуатации. Важная и приятная деталь: регистрация разовая, то есть такого понятия, как перерегистрация, в Украине не существует. Исключение – если у лодки произошла смена владельца. В подобной ситуации придется вновь уплатить сбор, размер которого зависит от перечисленных выше параметров яхты.

Нередко собственник лодки решает купить свою красавицу за границей. Что же делать в подобной ситуации? Законодатель предлагает оформить временную регистрацию и получить соответствующее свидетельство, позволяющее ходить под флагом Украины. Срок его действия – год, а получить этот документ можно у консула Украины.

После того, как Ваше судно прошло регистрацию, оно официально получает свое название, нанесенное на корпус вместе с указанием порта регистрации. В случае, когда судно рыболовецкое, то на него также нанесут соответствующую маркировку.

Все зарегистрированные плавсредства, и яхты в том числе, обязаны находиться в поле деятельности конкретного порта (неважно – речной он или морской), по окончании регистрации быть приписанными к тому или иному причалу или пристани, а также иметь постоянную стоянку.

Что значит ходить под украинским флагом?

По окончании процедуры регистрации и занесения соответствующих записей в книги яхта получает исключительное право осуществлять свои маршруты под флагом Украины. Причём стоит отметить, что незаконное использование на лодке флага (в случае непрохождения регистрации) уголовно преследуемо.

Согласно Конвенции ООН «Об условиях регистрации судов», принятой 7 февраля 1986 года, даже если у страны отсутствует выход к морю, она имеет полное право разрешать любым судам плавать под собственным флагом (этим правом пользуются до сих пор континентальные страны типа Беларуси или Монголии). В то же время, предоставление права использования флага возлагает на эту страну достаточно серьезную ответственность перед третьими лицами. К тому же, судно при регистрации получает своего рода «национальность» (то есть имеется в виду само место регистрации и государственная идентификация судна).

Когда мы читаем «украинское судно», «судно Украины», то понимаем, что данное транспортное средство полностью находится в юрисдикции Украинского государства. Именно поэтому значение флага в правовой плоскости не следует недооценивать, и это должны учитывать как судовладелец, так и капитан корабля. Фактор «национальности» яхты важен при проведении договоров – сделки, которые заключаются на борту лодки, являются в то же время заключенными в государстве флага.

Что касается Украины, то здесь «национальность» яхт подпадает под определение – «закрытая». Это означает, что украинский флаг не столь удобен, как нам наверняка хотелось бы: плавать под ним могут исключительно суда, что находятся в собственности государства или же являющиеся собственностью гражданина Украины (в случае владения физлицом). Украинский флаг разрешен и лодкам юрлиц, то есть компаниям, основанным украинскими гражданами, а также судам, находящимся у данных лиц в согласно всё тому же договору бербоут-чартера. Говоря простым языком, украинская регистрация яхты для нерезидента страны невозможна.

Подытожив, заметим, что как только Ваша яхта занесена или в судовой Госреестр, или же в Судовую книгу, о чем есть соответствующий документ, Вы получаете полное право ходить под флагом Украины.