Собственная яхта уже давно считается не приоритетом романтиков, влюбленных в море, а атрибутом роскоши и важной деталью имиджа богатых людей. О том, кто и для чего покупает в собственность суда или арендует их, нам рассказал основатель и директор ведущей европейской яхтенной брокерской компании ScanMarine TM (Cofrance SARL) Виталий Архангельский.

— Виталий Дмитриевич, давайте сразу пойдем с «места в карьер», то есть начнем с самого интересного. Сколько стоит яхта?!  

— Зависит от модели, естественно. От производителя, года выпуска, истории эксплуатации – если не новая, от размеров, технического оснащения, интерьеров, наконец. Дешевый вариант это, например, подержанное судно 1984 года, длиной 19 метров, американской верфи ALUMINUM CRUISERS/MARINETTE, –  вполне надежный и комфортный вариант для «среднего класса». Он обойдется в 150 тысяч евро. Это отличная парусная яхта для отдыха, рыбалки, там есть уютные каюты, да и вообще все, что нужно обычному человеку, неизбалованному роскошью, для удобного путешествия. Содержание такого судна обойдется примерно в 10% от его стоимости.

Средний вариант, который обычно выбирают состоятельные любители моря, начинается от нескольких миллионов и заканчивается где-то на 20-30 миллионах евро. Ну, например, типичная яхта от верфи PARAGON MOTOR YACHTS: трехпалубное судно 2015 года длиной около 30 метров,  обойдется примерно в 7 миллионов евро. Дальше уже идут яхты класса люкс. Их покупают не миллионеры, а миллиардеры. Они стоят десятки миллионов долларов, иногда и сотни, вот например, яхта Стивена Спилберга длиной 86 метров стоит 200 миллионов долларов. Ну, а если брать вариант, как у Абрамовича, так он «потянет» более миллиарда и тоже, разумеется, не рублей!

— Ох… А теперь расскажите о стоимости аренды яхты.

— Тут все намного проще. Сразу скажу, что выгоднее всего брать яхту в аренду на неделю, а не на день. За это время можно объехать четверть земного шара, успевая выходить в портах разных стран и бегло осматривать достопримечательности. Стоимость аренды, как правило, указывается именно за неделю. Например, скромное судно длиной 15-17 метров, взятое в найм на семь дней, обойдется в 2000-5000 евро. Но нужно еще учитывать дополнительные расходы: 300-500 евро в день на человека. Это на питание, за сервис, просто чаевые экипажу и так далее. Нужно еще просчитать топливные сборы, стоимость стоянки в маринах, проход по частным каналам. Иногда владельцы просят еще внести залог, который потом возвращают, но это больше относится к дорогим вариантам, где хозяева беспокоятся за сохранность интерьеров. Точно рассчитать стоимость можно, зная состав пассажиров, маршрут и так далее. Пока я привел минимальные цифры.

Средняя цена круиза на яхте длиной метров 25-30 составит от 15 тысяч евро и выше. Нормальная стоимость – это несколько десятков тысяч евро. И это в общем-то тоже вариант без особых излишеств, хотя он уже намного ближе к категории «роскошный». Ну, а аренда судна класса люкс измеряется сотнями тысяч евро. Например, яхта, длиной 60 метров, взятая на неделю, обойдется в 500-700 тысяч евро. И это тоже далеко не предел.

— А почему вы сказали, что короткие путешествия обходятся дороже? Сколько стоит небольшая поездка?

— На стоимость тоже влияет много факторов. Минимально – где-то от 500 евро за прогулку. Это вполне могут себе позволить туристы на отдыхе, часто они так и делают. А дороже короткие маршруты обходятся от того, что судно требует практически одинаковой подготовки, что при путешествии на несколько часов, что при недельном круизе. В общую стоимость аренды включается не только «бонус» владельцу судна, но и оплата работы экипажа и стоянок в частных маринах, если они планируются, страхование судна, а иногда вдобавок – экипажа и пассажиров, любая трапеза и для экипажа – в том числе, добавьте топливо, НДС, плату за простой, и много чего другого. Так понемногу-понемногу – набегает приличная сумма. Наша компания ScanMarine TM (Cofrance SARL) как раз помогает арендаторам понять, каких расходов можно избежать и на какую сумму реально нужно рассчитывать.

— Если цена за аренду такая высокая, то, наверное, покупку яхты можно считать выгодной инвестицией?

— Пожалуй, да, но практика показывает, что клиенты покупают судно с целью удачного инвестирования не так часто. В первую очередь яхты приобретаются для собственного роскошного отдыха, для круизов по разным городам и странам, словом, для удовольствия и укрепления здоровья. День в открытом море по пользе в несколько раз превышает день, проведенный на пляже. Врачи говорят, что чистый морской воздух совершает чудеса. Это особенно актуально для жителей больших городов, для тех, у кого напряженная работа целыми днями. Богатые люди часто имеют сумасшедший ритм жизни и, конечно, от него устают. Поэтому они приобретают судно в первую очередь для того, чтобы проводить на нем выходные и отпуска.

Сдача в аренду обычно идет уже как следствие того, что обслуживание яхты стоит недешево. Оплата стоянки, технические осмотры, ремонты, работа экипажа и сервис-компаний, налоги, топливо, страховка и многое другое. Компания ScanMarine TM (Cofrance SARL) еще задолго до начала совершения сделки производит тщательный анализ предстоящих расходов для клиента, чтобы он мог объективно оценить свои возможности. Не бывает так, чтобы миллионер проснулся однажды утром, подумал: «Почему бы не купить яхту?» – и пришел к нам с просьбой: «Мне – самую крутую и перевяжите ленточкой». Будет  долгий предварительный процесс, расчеты – подсчеты, в результате которого клиент всего лишь принимает решение «брать – не брать», и если  да, то какого плана модель и какой ценовой категории. А дальше начинаются долгие и сложные этапы сделки. Впрочем, сложные для нас, но не для клиента.

— Но все-таки, насколько быстро, например, яхта окупится?

— Зависит от ситуации, категории судна, его местонахождения, состояния, – от многих факторов. Мы рисуем для клиента реалистичную картину. Яхта может быть достаточно выгодной инвестицией, но когда ее сравнивают по прибыльности с гостиничным бизнесом, например, то это явное преувеличение. Отели не пустуют практически никогда, а яхта иногда может простаивать целыми днями, неделями, а то и дольше – в ожидании арендаторов. Конечно, если доверить ее профессионалам, таким, как работают в нашей компании ScanMarine TM (Cofrance SARL), то заказчики будут. У нас тысячи клиентов по всему миру, которые хорошо нас знают и доверяют нам, предпочитая арендовать судно именно через нас. Но в то же время мы не волшебники. Низкий сезон, высокая цена, сильный шторм, наконец,  – очень много разных причин, когда мы не можем повлиять на ситуацию и найти заказчиков. Потом обстоятельства меняются, соответственно, появляются и арендаторы.

При нормальном раскладе яхта, которая постоянно сдается в аренду, окупается быстро – за несколько лет, включая все расходы по обслуживанию. Потом начинает идти неплохая прибыль. Но нужно учитывать, что если вы покупаете судно с целью получения дохода, то сами на ней будете путешествовать только в низкий сезон, иначе ваша прибыль будет не велика. Как правило, наши клиенты выбирают «золотую середину». Главное – собственный отдых, возможно –  частый, но непродолжительный, возможно – длительный, но раз в году. Остальное время – добро пожаловать, гости!

Но это, к сожалению, не значит, что арендаторы тут же сбегаются толпами. В то же время мы максимально стараемся их найти, нам ведь тоже своей репутацией рисковать не хочется. Яхтами занимаемся уже восемь лет, а лично я – намного больше. За это время ScanMarine TM (Cofrance SARL) получила признание, награды, мы гордимся этим! В частности, наша компания была принята в престижную международную деловую ассоциацию YBAA – Ассоциацию Яхтенных брокеров Америки (The Yacht Brokers Association of America, Inc.), существующую уже почти 100 летА не так давно, в 2016 году, мы вошли в ряды PYA – Ассоциации Профессионального Яхтинга, существующей с 1991 года.

— Приоткройте завесу тайны: расскажите, как отдыхают на яхтах их владельцы?

— Знаете ли, я не могу отслеживать, что происходит на морских судах, даже когда мы сдаем их в аренду, а уж что там бывает, когда сами хозяева расслабляются, понятия не имею. Но готов предположить, что они просто спят, едят, загорают и купаются, как вам такая версия? Конечно, я понимаю, что вы имеете в виду. Мне не раз доводилось бывать на различных мероприятиях, которые проходят в море. ScanMarine TM (Cofrance SARL) тоже ведь организует любые праздники на борту для клиентов. Проходят они всегда по-разному. Чаще яхта ассоциируется с шумной тусовкой в купальниках, какой-нибудь гавайской вечеринкой с коктейлями и так далее.

Ну, а бывают и торжественные мероприятия. Сколько раз, например, мы организовывали свадьбы в море! Мы ведь работаем не только на Лазурном Берегу Франции. Яхту через ScanMarine TM (Cofrance SARL) можно арендовать, находясь практически в любой точке мира, мало ли у нас удаленных клиентов?! Больше всего, конечно, их в Европе, но нам доводилось проводить праздники на яхтах и в Египте, и в Индии, и в США, и в Китае. Вот, например, решили молодожены устроить свадебную церемонию в Гваделупе! Пожалуйста, обращайтесь к нам, сделаем! Такое было, кстати. Очень милая пара из Екатеринбурга. Там же они и остались на медовый месяц.

А касательно того, как все это проходит, так об этом столько всяких статей с гламурными фотографиями в интернете, – и на наших сайтах, они тоже, кстати, встречаются. Пышные торжества – это тонны цветов, вагоны шампанского, причем как минимум Moet Chandon. Наряды от модных дизайнеров, золото-бриллианты и так далее. Часто приглашают для выступления звезд шоу-бизнеса или целые оркестры. В общем, да, роскошные свадьбы и другие шикарные праздники на яхте – это популярно и модно. Но это, конечно, по карману только богатым людям. Что касается просто состоятельных туристов, то в торжественных случаях они заказывают на борт услуги кейтеринга, то есть выездной фуршет или банкет, аниматора или музыканта и сами развлекаются, как могут.

Отдельная тема – дайвинг, водные виды спорта и рыбалка.  Компания ScanMarine TM (Cofrance SARL) организует любые подобные развлечения: обеспечит спортивное или рыболовное снаряжение, найдет опытных инструкторов, экипаж, который знает, куда лучше идти для каких целей и так далее. Нашу фирму клиенты выбирают за то, что мы предоставляем мероприятие «под ключ», а не просто сдаем яхту в аренду – и забываем об этом.

Нет, мы можем начать с того, что если на борту планируется свадьба, например, то мы доставим всех гостей из разных городов или даже стран, кстати, вполне можем сделать это и на частных самолетах. Затем разместим их в отеле или где-нибудь на вилле. Оформим всем визы, медицинскую страховку, трансфер. А затем полностью возьмем на себя сам праздник на яхте. В итоге, клиент обратился к нам всего один раз, но получил сразу все, что ему нужно. Это удобнее, чем звонить в сто разных компаний.

— Все-таки скажите честно, среди ваших заказчиков преобладают миллионеры?

— Скажу честно: да. Такова реальность наших дней. Яхты – пока относятся к роскоши, и даже путешествия на них, а что уж там говорить о покупке, которую могут позволить себе только очень обеспеченные люди. Но это не значит, что у нас совсем нет клиентов среди «среднего класса». В высокий сезон на Лазурном Берегу мы получаем немало заказов от самых обычных туристов. Обычно они собираются целой компанией, например, из нескольких семей или друзей и арендуют судно для непродолжительного путешествия.

Мужчины любят заказывать катера, их аренда стоит на порядок дешевле, да и разогнаться на них можно неплохо. Кроме того, летом очень востребована рыбалка.  На Лазурном Берегу множество «злачных» мест, где легко выловить какую-нибудь грандиозную акулу или рыбу-меч. Мы стараемся работать так, чтобы яхтинг становился доступнее для всех: делаем специальные предложения, скидки, устраиваем бюджетные экскурсии. Но от нас, к сожалению, не все зависит. Если владелец назначает высокую цену аренды, он далеко не всегда соглашается на уступки, а мы защищаем и его интересы тоже.

Ну а что касается богатых арендаторов, то они часто заказывают недельные туры по разным городам или даже странам, с заходом в порты, прогулками, шопингом, профессиональными фотосессиями. Самые стандартные направления по Европе – это Франция, Италия, Испания, Хорватия, Кипр, Греция, страны Скандинавии. Есть и любители экзотических направлений, например, заказывают путешествие по Карибским островам или Багамским, или на Гавайи куда-нибудь хотят. Мы можем предоставить яхту практически в любой точке мира. Но сложные заказы, конечно, лучше делать заранее.

— А вот если я захочу построить яхту, а не покупать готовую? Что мне тогда делать?

— Конечно же, обращаться в ScanMarine TM (Cofrance SARL). Только заготовьте миллионы долларов, точнее, десятки миллионов и больше. Строительство по индивидуальному заказу – дорогое удовольствие, и это делается не быстро. Даже если вы являетесь опытным моряком, все равно самостоятельно продумать все нюансы вашего будущего судна вы не сможете, не говоря уже о том, чтобы создать наброски проекта. На каждой стадии нужны свои специалисты. От клиента в данном случае потребуется долгое и внимательное участие. Когда вы хотя бы определитесь со своими желаниями относительно того, каким должно быть ваше судно, сколько вы готовы вложить в него и его обслуживание, тогда можно подключать конструкторов и выбирать верфь.

Точно могу сказать, что, решив строить собственное судно, вы ничего не сэкономите, наоборот, это обойдется намного дороже, нежели покупка готовой яхты, да и сам процесс будет гораздо сложнее и дольше. Поэтому мы рекомендуем клиентам переделывать уже имеющиеся на рынке варианты. Даже если у заказчика сверхъестественные запросы, опытные специалисты, а среди наших партнеров только такие и есть, обязательно помогут воплотить их в реальность. Вот, например, однажды клиентка из Австралии попросила нас сделать десяток танцующих фонтанов на борту. Не совсем обычное пожелание, но ради этого вовсе не стоило разрабатывать проект с нуля. Нашли людей и добавили на яхту фонтаны: в итоге все счастливы!

И потом представьте, сколько по всему миру ежегодно проходит различных яхт-шоу, выставок  и тому подобных мероприятий. Мы готовы организовать для клиентов поездку на любое из них, и вполне вероятно, что и сами там окажемся. Там можно посмотреть десятки, сотни прекрасных яхт, которые в идеальном состоянии и ждут своего нового владельца. А сколько вообще яхт на планете! У нас есть партнеры в США, Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентине, Китае, Индии, Египте, в общем, без преувеличения скажу – по всему миру! Больше всего, конечно, у нас судов из Европы и США. Согласитесь, есть из чего выбрать! Поэтому, прежде, чем строить «свое, особенное» судно, убедитесь в том, что его еще никто до вас построил, потому что вам будет намного проще и выгоднее купить из того, что уже есть. Однако если вы все же желаете получить яхту «с нуля», то все в ваших руках. Обращайтесь в ScanMarine TM (Cofrance SARL), и мы обязательно вам поможем.

— Скажите, а вам доводилось «впутываться» в какие-нибудь сложные истории, связанные с яхтами: Судебные тяжбы, разбирательства, скандалы?

— Работая в отраслях, где крутятся большие деньги, невозможно, как вы говорите, ни во что не «впутаться». Но с чистой совестью могу сказать, что у компании ScanMarine TM (Cofrance SARL) репутация безупречная. Наши услуги и сервисы прозрачны. То же касается доходов и любых организационных моментов. Ну а что до «историй», о которых вы говорили, то это дела наших клиентов. Поскольку в нашем штате множество юристов, и даже имеющих узкую специализацию – так называемых морских юристов, то нам доводилось представлять интересы наших заказчиков в суде, отстаивать их права в различных ситуациях.

К счастью, могу сказать, что в мире яхтинга не так уж часто случаются какие-то грандиозные скандалы и сложные разборки. Но бывает всякое. Вот, например, застраховал клиент яхту, вроде бы в надежной компании, но не через нашу фирму. Наступил страховой случай: судно повреждено, требуется дорогой ремонт. Страховая компания отказывается от выплат, требуя подтверждения того, что случай относится к страховым. Клиент в растерянности. Мы берем ситуацию под контроль, сначала пытаемся урегулировать вопрос в самой страховой компании, затем обращаемся в суд. Успешно выигрываем дело: клиент получает и страховку, покрывающую ремонт, и компенсацию за потраченное время и материальный ущерб. Это я рассказываю вам реальный случай, которым мы не так давно занимались прямо у нас в Ницце.

Вообще рекомендуем судовладельцам внимательно относиться к страхованию яхт и обращаться только в надежные компании. Самостоятельно страховку не оформить, поэтому мы всегда готовы помочь в этом нашим клиентам: точно знаем, каким страховщикам можно доверять и, главное, как правильно составить договор, чтобы он покрывал максимум возможных рисков, но при этом был выгодным для клиента.

— Какие еще услуги вы можете предложить вашим клиентам?

— Они подробно описаны на наших многочисленных сайтах, основным из которых является scanmarine.ru. Мы занимаемся всем, что как-то касается яхт. Главные направления – аренда и продажа. Можем провести любую сделку «под ключ», а можем – какой-то из ее этапов, это уже как пожелает клиент.

Например, у клиента уже есть яхта, он обращается к нам за консалтинговыми услугами, грубо говоря, «что можно улучшить»? Если есть, что улучшать, что мы с удовольствием не только посоветуем, но и возьмем этот процесс под свой контроль. Ведь владельцу некогда заниматься самому своей яхтой, она нужна ему для отдыха и получения дохода. Мы найдем оптимальную обслуживающую компанию, попробуем сократить расходы или сделать их более целесообразными, при желании заменим экипаж, обеспечим профессиональное техническое сопровождение, проследим за тем, чтобы все налоги были заплачены, страховка оформлена, ну и так далее, и так далее, к нам можно обращаться по любому «яхтенному вопросу».

— Ваше мнение, часто ли покупают яхты, чтобы «пустить пыль в глаза»?

— Мое мнение: однозначно нет! Миллионеры и миллиардеры – люди рациональные, деловые. Им не нужно никому ничего доказывать, да у них и времени нет на это. Если уж клиент ищет судно для того, чтобы его приобрести, то тут и речи нет о «понтах» или чем-то подобном. Клиент приходит к мнению, что судно иметь выгодно, просчитывает, для каких целей он и его семья его приобретают, как и куда планируют на нем ходить, как будут сдавать в аренду. В общем, путем долгого и всестороннего анализа с нашей помощью, разумеется, решается на его покупку. Он делает это для себя и своих близких, а мнение окружающих его не волнует.

Ну а «для шику» яхты арендуют. Такое, да, бывает. Человек хочет подчеркнуть свой высокий статус, достижения, поднять престиж в глазах других. Он делает тысячу селфи: «Вот я на яхте в Монако», потом забрасывает ими всю сеть. Я лично ничего плохого в этом не вижу. В конце концов, чтобы арендовать яхту в Монако, тоже нужно многого в жизни добиться. Мы в любом случае на стороне клиента и уважаем его желания.

— Напоследок традиционный вопрос о ваших планах?

— Знаете, в интервью о яхтах часто задают вопросы, касающиеся романтики путешествий. Море, паруса – это ведь красиво, удивительно, для многих необычно. Мы сегодня этих тем не касались, как сухие прагматики, и, может быть, напрасно. Но говоря о планах ScanMarine TM (Cofrance SARL), я хочу заметить, что яхтенное направление нашей деятельности всегда было и остается самым непредсказуемым. И сколько ни планируй, по большому счету, я сам не знаю, чего от него ждать.

То есть я могу, конечно, с широкой улыбкой вещать о том, что мы будем расширять спектр наших услуг, улучшать качество сервиса, искать новых надежных партнеров, если они еще на Земле остались, – да, все это так, конечно. И все-таки море, яхты – для меня это не просто бизнес, это часть моего сердца. Я доверяюсь этой красоте и позволяю ей вести меня за собой, а еще с радостью делюсь этим миром романтики с другими. Поэтому я просто желаю нам всем попутного ветра и семь футов под килем, а что будет дальше, время покажет.

Беседу провел журналист Cofrance SARL